Вы просматриваете: Главная > Проекты > Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста.
Post Icon

Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста.

Воспитатель: Кузнецова

Татьяна Александровна.

Введение

Детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Действительно, для него все впервые: страх и радость, солнце и дождь. Пятилетних детей называют «почемучками», так как в этом возрасте познавательная активность очень высокая: каждый ответ на вопрос рождает новые вопросы.

Самостоятельно ребенок дошкольного возраста не всегда может найти ответы на всё, интересующее его, – в этом ему помогают педагоги. Но наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения должны использоваться дополнительные методы. Одним из эффективных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста является метод проектной деятельности, который основан на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования. Обычно под личностью понимается человек с присущими индивидуальными особенностями. Личность – особая социальная характеристика человека, которая имеет две особенности. Первая связана с тем, что человек делает такое, что отличает его от других людей. Вторая особенность заключается в том, что это отличие оказывается важным и полезным для других людей.

Главная особенность того или иного достижения заключается в его новизне и связи с потребностной сферой.

Что же способствует личностному развитию человека?

Одним из главных условий является поддержка активности личности или развитие познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи.

 

Актуальность

        Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста в последнее время весьма актуальна по целому ряду причин:

Во-первых, ребенок как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность личности проявляется не в ее внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.

Во-вторых, все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.

В-третьих, идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития также предполагает умение проявлять продуктивную инициативу.

Подобное умение необходимо воспитывать с детства. Однако на пути его становления существуют определенные трудности. Одна из них связана с тем, что социум является строгой нормативной системой, в которой человек

должен действовать по определенным правилам, то есть стандартным способом. Инициатива же всегда предполагает выход за определенные традицией рамки. Вместе с тем это действие должно быть культурно адекватным, то есть вписывающимся в существующую систему норм и правил.    

    В старшем дошкольном возрасте доминируют нормативно-стабилизирующие способности. В значительной мере, по – моему мнению, это вызвано фактом «натаскивания» детей при поступлении в школу. При этом практически не поддерживается детская познавательная активность. Ребенок начинает следовать за логикой предметов, предлагаемых взрослыми. Во многом его занятия сводятся к заучиванию различных сведений.

Дальнейшее изучение проблемы развития способностей связано с пониманием их роли как инструмента ориентировки в жизни. Жизнь человека предстает как переход из одной ситуации в другую. Но не овладев правилами, возникает трудность решения задач: понять, что это за ситуация, какие в ней действуют правила; нравится или нет эта ситуация и что в ней нужно изменить, чтобы ее улучшить. Порой взрослый не учитывает правила и факты, намеренно организовывает ситуацию, сам придумывает действие, что приводит к задержке детской активности в познавательной сфере. На мой взгляд, социально значимой формой детской познавательной активности является проектная деятельность. Ребенок в ходе занятий проблемного обучения получает свободу, способен отходить от усвоенных стандартов, комбинировать их, используя при построении продуктов воображения, не просто передают в своих произведениях те или иные впечатления, но и начинают целенаправленно искать приемы для этой передачи. А это очень и очень значимо для современного будущего ученика и человека, способного самостоятельно мыслить и давать оценку действиям. Проектный метод в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации в работе учителя начальных классов.

Проектная деятельность важна тем, что отражает интересы ребенка, поддерживается уникальное видение мира, свойственное ребенку, стимулируется его познавательная активность, повышается креативность за счет расширения пространства возможностей в момент обсуждения различных вариантов, предлагаемых сверстников. Кроме того, дошкольник получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что идея должна представлять ценность не только для него, но и для других.

Примером познавательной активности детей будет исследовательский проект «Прекрасный мир цветов»

Цель проекта:
Знакомить с разнообразием цветущих растений, их связью со средой обитания;
Формировать осознанно-правильное отношение
к представителям растительного мира;
Развивать творческие способности детей.
Тип проекта:
исследовательский, познавательно-творческий.
Сроки реализации проекта:  3 недели.
Участники проекта:
дети 5-7 лет, родители, воспитатель.
Образовательные задачи:
Углублять знания детей о цветах и их разнообразии.
Учить сравнивать растения, делать выводы на основе сравнения.
Развивающие задачи:
Упражнять в классификации цветов, закреплять понятия: комнатные растения, садовые, луговые, лесные цветы.
Закреплять умение отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.
Воспитательные задачи:
Формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать за цветами.
Воспитывать любовь к прекрасному, красоте окружающего мира.
Этапы реализации проекта
1 этап – Целепологание (выявление проблемы).
2 этап–  Разработка проекта
3 этап- Выполнение проекта (организация совместной деятельности детей и педагогов над проектом).
4 этап- Подведение итогов (презентация).
Ожидаемый результат:
Дети понимают необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
Освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и в быту.
Проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценивать действия других людей по отношению к природе).
Реализация проекта
Специально-организованная деятельность:
Путешествие в царство комнатных растений.
Уголок природы. Уход за растениями.
Весенние первоцветы (интегрированное занятие)
Растения лечат.
Одуванчик и растения луга.
Красная книга – сигнал опасности.
Совместная деятельность детей и педагогов:
Утренняя гимнастика  «Волшебные цветы»
Составление модели условной жизни комнатных растений, первоцветов с помощью знаков-символов  (свет, вода, тепло, почва)
Словесные игры

«Я садовником родился»

«Опиши цветок»
«Загадай, мы отгадаем»
Загадывание загадок.
Дидактические игры.
«Найди растение»
«Найди, что опишу»
«Отгадай, что за растение»
«К названному растению беги»
«Собери цветок»
«Найди такое же растение»
«Какого цветка не стало?»
«Отгадай по загадке»
«Собери букет»
«Четвертый лишний»
«Украсим комнату»
«Найди такой же»
«Что изменилось?»
«Где спряталась матрешка?»
«Найди растение по названию»
«Продайте то, что назову»
«Где спрятано растение?»
«Узнай растение»
Магазин «Цветы»
«Найди о чем расскажу»
Продуктивные виды деятельности:
Коллаж «Цветочное царство»
Аппликация «Волшебные цветы»
Лепка «А мы по лугу гуляли»
Рисование «Мой любимый цветок» (методом тычка)
Рисование «Мой любимый луговой цветок»
Рисование пластилином  «Я цветочек посажу, нашу группу наряжу»
Оригами «Тюльпан»
Пальчиковые игры : «Наши алые цветы», «Мак», «Цветы», «Растения».
Подвижные игры : Солнышко и дождик», «Цветы и ветер», «Растения».
Хороводные игры : «Мы на луг ходили», «Галя по садочку гуляла».
Игра – беседа:  «Если бы ты был цветком» (лекарственным, луговым и др.)
Мини-развлечение.

Соревнование «Кто быстрее посадит цветы луговые и садовые».
Беседа:  «Что мне больше всего запомнилось и понравилось»

Трудовая деятельность
Поливка комнатных растений.
Мытье комнатных растений.
Посадка рассады цветов.
Наблюдения:
Наблюдение за одуванчиком.
Наблюдение за цветами на клумбе (оттенками цветов зелени)
Наблюдение и уход за комнатными растениями в группе.
Чтение:
Стихи о цветах.
Шорыгина Т. «Колокольчики и гном».
Пришвин М. «Золотой луг».
Сказка «Как поссорились растения» из учебного пособия А. Плешкова.
Ж. Санд. «О чем рассказали цветы.
Дмитриев Ю. Хоровод лепестков.
ОнеговА. Первый цветок. На лугу. На лесной поляне. Тропинка полевая.
Смирнов А. Цветок солнца. Кто на яблоньку похож?
Соколов-Микитов И. Цвета леса. Легенды о цветах.
ГабеД. «Желтый, белый, лиловый».

 

Участие родителей в проекте.

Придумать загадку или сказку о цветах.
Участие в выставке работ «Цветочная фантазия».
Нарисуйте с родителями плакат на тему «Сохраним окружающий мир»
Участие в акции «Красивый детский сад» (высадка рассады на участке детского сада).
Принятие участия в субботнике.

Актуальность

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.
Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.
Сорвать цветок может каждый, а вот сказать – какой цветок сорвал, далеко не все.
Заключение

Таким образом, метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, познавательные, что предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей.

Дошкольники становятся внимательнее друг к другу начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

Скачать (PPTX, 2.31MB)


Просмотров страницы: 1 827

Обсуждение закрыто.